Туризм и коронавирус: как планировать отдых в 2020 году?

Каждую весну, в марте – апреле, меня одолевает особый вид лихорадки – планирование летнего отдыха. Причем, желательно на одном из Средиземных морей 🙂 Весна у нас с Юлией обычно проходит в спорах: Франция или Испания, Сардиния или Сицилия, Греция или Кипр. Множество авиарейсов к морским курортам из соседних Польши, Германии и Литвы, фотографии «райских» пляжей в Интернете, просмотр доступного жилья на AirBNB – всё это только усиливает предотпускную лихорадку.

Ещё месяц назад я собирался поделиться своими мыслями по поводу выбора места предстоящего летнего отдыха, написать заметку с названием вроде «ТОП-7 проверенных пляжных курортов Средиземноморья». С описанием способов добраться, выбора жилья, характеристиками пляжей и развлечений. В общем, рассказать куда, почему и как мы собираемся ехать этим летом, чтобы помочь и вам определиться с выбором.

За актуальной информацией по условиям посещения стран следите на специальной странице.

Уроки коронавируса для туристов

В который раз убеждаюсь, что моя самая нелюбимая поговорка – «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему свои планы» – оказалась верна. Нынешняя ситуация в мире, распространение коронавируса в Европе, закрытие границ и практически полный коллапс транспортной сферы международных пассажирских перевозок поставил под большое сомнение зарубежный отдых этим летом.

Из заметки про отмену авиарейсов вы уже в курсе про нашу несостоявшуюся поездку в Португалию. Хорошо хоть удалось вернуть большую часть денег за билеты и жильё. Сейчас все компании, связанные с туризмом и пассажирскими перевозками, просто захлёбываются от требований возвратов за отменные бронирования и физически не в состоянии обработать такое количество заявок. Основной вопрос на всех туристических форумах – как вернуть уплаченные деньги. Но среди этой паники постепенно приходит понимание того, что когда-нибудь пандемия коронавируса закончится и люди снова смогут путешествовать. Вопрос только когда и как.

Ни в коем случае я не призываю вас бросить всё и немедленно отправиться в путь. Наоборот, я всячески поддерживаю призыв команды 34travel.me оставаться дома в этот непростой период. Но если вы никак не можете унять зуд странствий, этакое непреодолимое желание уехать хоть куда-нибудь, то сейчас самое время спокойно разобраться с «уроками коронавируса» для путешественников на будущее.

Следите за развитием событий

Самый важный совет, который я могу сейчас дать всем путешественникам – ждать. Помните, что в любой поездке главное – это ваша безопасность и безопасность окружающих. Конечно, для людей с активной позицией постоянное нахождение в одном доме или городе очень мучительно. Поэтому вы можете следить за развитием событий, чтобы точно знать, когда следующее путешествие будет действительно безопасно.

Здесь следует обращать внимание на следующие моменты:

  • открытие границ странами Европы;
  • отмена обязательного карантина для въезжающих;
  • спокойная обстановка и доброжелательное отношение к туристам;
  • возобновление авиарейсов, автобусного и железнодорожного сообщения.

Общую тенденцию заболеваемости коронавирусом в мире вы можете следить на сайте Wordlometer.

Понятно, что страны справляются с эпидемией по-разному, поэтому стоит тщательно оценивать ситуацию и выбирать для поездок те регионы, которые точно безопасны. Подборку ссылок на государственные ресурсы европейских стран, посвященные коронавирусу, смотрите на сайте Европейского центра профилактики и контроля заболеваний.

Сохранность денег

Рано или поздно, но обстановка в мире нормализуется и возможность путешествовать появится снова. Мне кажется, что наученные опытом нынешнего кризиса в туристической отрасли, мы будем более ответственно подходить к планированию поездки. На мой взгляд, на втором месте после безопасности в путешествии стоит сохранность денег.

Не секрет, что сейчас перед туристическими компаниями, перевозчиками и отелями остро стоит проблема возврата за отменные бронирования. К сожалению реальных денег нет, и это факт.

Например, архитектор проекта туристической компании ALLTOUR Евгения Баско в интервью порталу Onliner.by честно признается: «в связи с пандемией коронавируса 150 клиентов компании (сумма оплаты туров — примерно 300 тыс. долларов) аннулировали свои заявки на туры и просят вернуть деньги. 3% из них получили свои платежи обратно — больше отдавать нечем. На счету турагентств денег практически нет».

 Кстати, Евгения Баско кратко описывает принцип работы туристического агентства и движение денег клиентов: турист приходит в агентство и платит за тур – агент перечисляет эти деньги туроператору – оператор перечисляет авиакомпаниям и отелям. То есть, между клиентом-туристом и фактическими поставщиками услуг (отели, авиакомпании и т.д.) существует несколько звеньев. Ни в коей мере я не хочу принижать значение турагентов и туроператоров – они проводят действительно огромную и кропотливую работу. Тем более, по моим грубым прикидкам, в некоторые регионы «пакетные туры» гораздо доступнее, чем самостоятельные путешествия, и это именно благодаря стараниям туристических компаний. Но, как показывает практика, в непредвиденных ситуациях непосредственное обращение в авиакомпанию или к хозяину жилья эффективнее, в том числе и за счёт фактора экономии времени.

Например, авиакомпании Ryanair и Wizzair отменили по два наших рейса каждая. Связавшись со службой поддержки и оформив возврат, деньги вернулись на банковскую карту через три рабочих дня. А люди, купившие билеты через агентства, вынуждены были обращаться за возвратом к ним же. Далее схема проста: агент делает запрос в авиакомпанию, получает инструкции и связывается с клиентом. На всё это нужно время, и это время работает не в пользу пассажира – люди, обратившиеся за возвратом через неделю после нас, ждут денег до сих пор. Отсюда следующий вывод:

Планируйте поездку самостоятельно

В принципе, в состав любого туристического пакета входит стандартный набор услуг: авиабилеты, трансфер из аэропорта и проживание. Все эти услуги вам вполне по силам заказать самостоятельно — я уже делился алгоритмом организации путешествия.

Справедливости ради надо сказать, что иногда посредник выступает гарантом. Вот пример: мы забронировали квартиры в Лиссабоне и в Порту через сервис AirBNB, но из-за закрытия границ поездка в Португалию не состоялась. Хозяин жилья в Порту вошёл в наше положение и вернул деньги в полном объёме. Кстати, это довольно приятный в общении и ответственный человек – быстро и чётко отвечал на все наши вопросы, да и отзывы о жилье только положительные. В благодарность я обещал оставить ссылку на его квартиру в Порту, что с удовольствием и выполняю 🙂 Тем более, что квартира по описанию и фотографиям действительно достойна. Надеюсь, что мы всё же сможем побывать там.

А вот хозяин жилья в Лиссабоне очень вежливо ответил, что сожалеет о нашей ситуации, но возврат денег будет по установленным строгим правилам – то есть без возврата. Я его нисколько не осуждаю – ничего личного, только бизнес. Но ведь и мы, бронируя два месяца назад, и представить не могли такую ситуацию. Поэтому я написал в службу поддержки AirBNB и они полностью вернули всю сумму через несколько дней.

Другие тонкости бронирования

Исходя из реалий ближайшего времени, рекомендую обратить внимание ещё на два момента: возможность отмены бронирования и оплата перед поездкой.

Понятно, что многие покупают авиабилеты без возможности отмены, потому что так гораздо дешевле. Иногда услуга возможной отмены стоит столько же как и сам авиаперелёт. Например, у авиакомпании Wizzair билеты по некоторым маршрутам по тарифу Basic (без возможности отмены) стоят 10 EUR, а цена дополнительной услуги WIZZ Flex (позволяет изменять бронирование) – ещё 12 EUR.

Сервис по бронированию квартир AirBNB позволяет выбрать жильё с разными условиями отмены и возврата, которые устанавливают сами хозяева: гибкие, умеренные и строгие. Как правило, гибкие условия предоставляет хозяева более дорогих квартир или хозяева-новички без отзывов – чтобы привлечь клиентов и заработать рейтинг.

Отели и хостелы (на своих сайтах или через системы-агрегаторы) позволяют выбрать жильё с бесплатной отменой, но, как правило, несколько дороже невозвратного тарифа.

Что касается совета оплаты перед поездкой, здесь перед нами стоит задача соблюсти баланс. С одной стороны, если вы бронируете и оплачиваете билеты и отели за несколько дней до поездки, то уже точно рассчитываете, что путешествие состоится. С другой стороны, чем раньше забронируете авиарейс или отель, тем это обойдётся дешевле. Что ж, каждый сам выбирает «точку невозврата», когда его устраивает и цена, и сроки. Хорошей альтернативой, кстати, может стать вариант «отложенной оплаты» отеля или функция «оплата в отеле» — ищите такой вариант в системах бронирования.

Подводя итог, хочу систематизировать уроки коронавируса для будущих путешествий:

Но сейчас всем нам остаётся только выполнять рекомендации медиков, чтобы справиться с эпидемией, смотреть фотографии из предыдущих поездок и мечтать о местах, в которых мы обязательно побываем! Надеюсь, это произойдёт очень скоро….

С уважением, Юрий.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *